Театры Тюмени Фото театров Тюмени Актеры театров Тюмени Пресса о театрах Тюмени Обратная связь

11.06.2008 - Кукольник сказочная профессия

Шестой открытый фестиваль-конкурс театров кукол “Золотой конек” “домчался” до финиша. Семь дней в театре кукол и на малой сцене тюменской драмы продолжалось творческое состязание кукольников, съехавшихся в областную столицу из российских городов. Помимо конкурсного показа спектаклей устроители праздника включили в программу всевозможные развлекательные мероприятия — капустники, конкурсы, турнир по боулингу, чемпионат по игре в подкидного дурака.

— Именно клубными программами тюменский фестиваль отличается от множества других кукольных форумов, которые проводятся по всей России, — заверил председатель жюри фестиваля “Золотой конек”, президент Российского центра Международного союза деятелей театров кукол (УНИМА) Валерий Шадский. — Вечерние встречи — редкая возможность для кукольников пообщаться в неформальной обстановке, сдружиться...

Режиссер “Лучшего спектакля малой формы”Юрий Уткин.В нынешнем году кукольные театры из 14 городов (включая Тюмень) “потчевали” публику постановками для детей и семейного просмотра. Спектакли были разные: грустные (“Черная курица, или Подземные жители”) и смешные (“Муха-Цокотуха”), трогательные (“Терешечка”) и... скучные.

— Каждый спектакль — словно поездка в неведомое, — рассуждал Валерий Шадский. — У искусства есть свои законы, незнание или несоблюдение этих законов сурово наказывается зрителями. Детей на мякине не проведешь, они чувствуют неискренность, фальшь...

Судьи оценивали спектакли для детворы по-взрослому, серьезно, присматриваясь к каждой детали. Учитывались актерское мастерство, художественное решение, общее впечатление от сыгранного действа, умение находить общий язык с детской аудиторией. Кукольный театр должен быть современным, воспитывать зрителей, не превращаясь в Дом культуры.

— Из представленных спектаклей сложно выделить один, который бы задел, удивил, — признался Валерий Николаевич. — В театре, и не только кукольном, открытия, потрясения случаются не каждый день. Талантливых, одаренных актеров, режиссеров, художников много, гениальных — единицы. На “Золотом коньке” для меня не произошло мощных потрясений. Хотя были интересные актерские, режиссерские находки. Сегодня театры все чаще обращаются к спектаклям-развлечениям. Это не самое страшное. Развлекая, можно еще и поучать. Как в спектакле тюменского театра “Поющий поросенок”. Постановка напоминает ребенку о сочувствии к ближнему. В наш жестокий век это очень важно. Мы часто становимся черствыми, равнодушными к проблемам других, проходим мимо грубости, хамства.

Режиссер “Лучшего спектакля большой формы” Сергей Грязнов.— “Поющий поросенок” ставился во многих российских театрах, — рассказала Ольга Глазунова, заведующая кабинетом детских театров Союза театральных деятелей России. — Как правило, это были камерные постановки. Взяв программку, думала, что мы примерно то же самое увидим и в Тюмени. Неожиданно вместо маленького спектакля, для которого необходимы небольшие декорации, увидела огромную конструкцию. На сцене происходило мультимедийное действо, привлекающее внимание. “Поющий поросенок” в постановке Сергея Грязнова, тюменского режиссера, кукольное шоу — доброе, светлое. Хотя сказку Сергея Козлова о бедном поросенке, которого старушка хочет запечь в день ангела, не люблю... Во многих театрах часто берут для постановки пьесы не такой высокой драматургии, как хотелось бы.

— Порадовали своим выступлением иркутяне. Театр кукол “Аистенок”, не первый год участвующий в тюменском фестивале, — живой, развивающийся, — пояснил Валерий Шадский. — Чувствуется, что актеры влюблены в свою профессию, играют не по инерции, а искренне, увлеченно. Такое настроение передается зрителям... Лиричную, трогательную постановку по сказке Антония Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” показал на фестивале Челябинский театр кукол имени Вольховского. В сценическом оформлении, работе актеров есть на что посмотреть, чему поучиться.

Неожиданное решение знакомого и детворе, и взрослым произведения Корнея Чуковского предложил на конкурсе театр из Магнитогорска “Буратино” — лауреат международных фестивалей в Польше и Франции. Режиссер-постановщик, заслуженный артист России Александр Анкудинов удивил публику цирковым кукольным представлением. Забавный поворот известной сказки. От “Мухи-Цокотухи” в спектакле осталась только оболочка — название и несколько строчек: “...муха по полю пошла, муха денежку нашла”. Режиссеру не мешало бы в программке как-то обыграть необычный ход, указав: спектакль — по мотивам произведений Чуковского, чтобы не путать зрителей.

В “Мухе-Цокотухе”, как в аппликации, собраны отрывки из разных сказок детского писателя — “Телефон”, “Бармалей”... Парочка клоунов обращается с авторским текстом нарочито небрежно, смешивая отрывки стихов с режиссерскими импровизациями. Муха-Цокотуха в постановке Анкудинова вовсе не радушная хозяюшка, она — принцесса цирка, бойко отбивающая чечетку крошечными ножками. Комарик — иллюзионист Дэвид Коммарфильд, показывающий всевозможные фокусы, а Паук — директор цирка — не выглядит таким уж страшным злодеем. Чем интересна постановка для родителей? Это кукольная версия истории о мистере Икс.

— Актер Александр Анкудинов выступил в спектакле в роли режиссера. Он обратился к непростому жанру — цирку. Это малоизведанный в театре кукол путь, — заметила Ольга Глазунова. — Театр не берет текст Чуковского в чистом виде, только по ходу действа понимаешь, что хотел режиссер. Действительно, нет особой нужды читать текст от начала до конца — даже самые маленькие зрители знают его наизусть. Достаточно напомнить несколько строчек. Этот ход — интересен, как и цирковые кукольные номера. Редкостное чувство ансамбля в работе с куклой. Для меня это самое важное в этом спектакле.

— “Муха-Цокотуха” — фундамент, на котором можно строить любое здание. Магнитогорский театр построил цирк, озорной, хулиганский, — прокомментировал Валерий Шадский. — Коллектив сориентировался, что придется играть в большом зале — на 400 мест, в театре со сложившимися традициями — и выступил удачно.

Театр кукол из закрытого города Озерска “Золотой петушок” тоже попытался переиначить любимое детворой произведение. Осовременивание классики — дело весьма рискованное. Режиссер Борис Макаров, заслуженный артист России, замахнулся на сказку Самуила Маршака “Теремок”. Если “Муха-Цокотуха” на цирковой арене смотрелась весело, необычно, то постановка “Теремка” в духе КВН оказалась “неудобоваримым блюдом”.

На сцену вышли странные герои — то ли работники Дома культуры, то ли еще кто... Плохие и хорошие дяденьки и тетеньки начали какой-то сумбурный рассказ о том, что они не актеры, но почему-то должны играть. Вместо небольшого домика появилась громадина за тесовыми воротами, которые ни разу не отворились. Получился странный “Теремок” — без теремка, ни о чем. Непонятно, зачем нужно было перегружать сказку для самых маленьких всевозможными мудреными шуточками, в которых и взрослые с трудом разбирались?! От театра кукол ждешь чего-то простого, теплого, без всяких модных “наворотов”.

— Режиссеры, художники, актеры ищут новые пути в искусстве. Одним это удается, другим... Сделать спектакль — трудно, гораздо проще его потом рассматривать под лупой, критиковать, подмечая просчеты. Но конкурс для того и затевается, чтобы можно было поучиться друг у друга, выбрать лучших, — уверял председатель жюри. В последний день фестиваля судьи вручили заветные статуэтки “золотых коньков” победителям конкурса.

Заслуженный артист РФ, настоящий волшебник, ожививший на сцене Тюменского театра кукол более 300 сказочных персонажей, Александр Глебов отмечен в номинации “За честь и достоинство”.

Призом “За лучшую сценографию” наградили Наталью Николенко (спектакль “Черная курица, или Подземные жители”, Челябинский государственный областной театр кукол имени Валерия Вольховского).

В номинации “Лучшая женская роль” победила Марианна Тарасова (спектакль “Черная курица, или Подземные жители”, роль мальчика Алеши).

В номинации “Лучшая мужская роль” — Владимир Кузьмин (Тюменский театр кукол, спектакль “Поющий поросенок”, роль Волка).

За “Лучший актерский ансамбль” жюри отметило спектакль “Терешечка” (Иркутский областной театр кукол “Аистенок”).

За “Лучшее режиссерское решение спектакля” — сказку “Муха-Цокотуха” (Магнитогорский театр куклы и актера “Буратино, постановщик — Александр Анкудинов).

“Лучшим спектаклем большой формы” назван “Поющий поросенок” (Тюменский театр кукол, режиссер — Сергей Грязнов, художник — Анастасия Кардаш).

“Лучшим спектаклем малой формы” — “Терешечка” (Иркутский театр “Аистенок”, режиссер и художник — Юрий Уткин).

На церемонии закрытия фестиваля “Золотой конек” жюри не скупилось на награды, учредив несколько специальных призов. В номинации “Лучшая женская роль” памятные подарки достались Анастасии Игнатенко (Московский областной государственный театр кукол, спектакль “Клочки по заулочкам”) и Елене Артамоновой (Омский государственный театр куклы, актера, маски “Арлекин”, моноспектакль “Тигренок в чайнике”). В номинации “Лучшая мужская роль” — Антону Нестеренко и Александру Ганичеву (Тюменский театр кукол, спектакль “Поющий поросенок”). “За эксперимент в сценографии” отметили художницу Анастасию Кардаш (спектакль “Поющий поросенок”). “За ансамблевость в работе с куклой” — спектакль “Муха- Цокотуха” (Магнитогорский театр куклы и актера “Буратино”).

Завершился праздник “Необыкновенным концертом” театра Сергея Образцова. Спектакль-долгожитель объехал сотни городов нашей страны, побывал и за рубежом. Премьера “Необыкновенного концерта” состоялась в 1946 году — с тех пор он не уходит с театральных подмостков, по-прежнему оставаясь популярным. В комическом ревю играют куклы, они пародируют певцов и танцоров, музыкантов и цирковых дрессировщиков... Ведет легендарный концерт кукольный конферансье — Эдуард Апломбов. Забавный полиглот попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество выходов на публику. Спектакль тоже занесен в знаменитую книгу рекордов — его посмотрело огромное число зрителей в мире.

Любовь КИСЕЛЕВА

Назад к статьям...





Информация о театрах города Тюмени. История театров Тюмени. Актеры тюменских театров. Отзывы прессы.